ИСТОРИЧЕСКИЙ АВТОКЛУБ РЕТРО-МОСКВИЧ
Эмблема клуба.

О клубе

Планы клуба

Фотоархив

Схема проезда

Литература

Гостевая книга

Ссылки

 

Биография быстрых колёс

К сожалению, круг участников этих первых соревнований был очень узок Да и в последующие пять лет он расширился незначительно. Во всяком случае, в 1904 году количество, выступавших в «состязаниях моторов» не превышало полусотни человек Наиболее известными среди них были А.Абрикосов, П.Беляев, Ж.Генрик, Ф.Донье, К.Капустин, Л.Мази, В.Михайлов, Б.Постников, А.Солдатенков, С.Суурметс, Ф.Танский, А.Трубецкой, Б.Фарих Надо сказать, что в том же 1904 году Россия располагала всего тремя сотнями автомобилей. Эта цифра — красноречивое свидетельство «солидности» технической базы для развития автомобильного спорта в стране.
Тем не менее, в 1899 году в Санкт-Петербурге и Москве удалось организовать три гонки, причем, одна из них — 100-верстные состязания на приз журнала «Самокат» под Санкт-Петербургом
— собрала 8 участников. Все шли на трициклах «Клеман».
В последующие годы столичный моторно-спортивный календарь стал обширнее: 1900-й год — шесть гонок, 1901-й — семь. Важно, что в 1900-м году уже пятеро петербургских автомобилистов участвовали в соревнованиях: Барбэ, Л.Мази, Логинов, Ж.Генрик, П.Беляев, но стартовали обычно не больше двух автомобилистов. Во всяком случае на 140-верстной (149,4 км) гонке Луга — Петербург весной 1900 года уже предусматривался отдельный зачет для участников, выступавших на автомобилях Обе машины финишировали: первым — Логинов, вторым — Мази. Таким образом, эту гонку можно считать родоначальницей нашего автомобильного спорта. Заслуживает внимания и такой факт, что в этих соревнованиях А.Нагель и Л.Мази шли на машинах (соответственно — трицикле и квадрацикле) петербургской фирмы «Старлей-Психо», которая самостоятельно изготовила их экипажную часть.
Столичный спортивный сезон 1901 года уже состоял из семи соревнований. В их числе были и зимние гонки, и состязания между Москвой и Санкт-Петербургом (650 верст), и гонки на велотреке, и подъем на холм (впервые проведены в 1900-м году), и заезды на 1 версту (1067-м) со стартом с ходу. Эти гонки (26 мая по нынешнему календарю) имели историческое значение, поскольку Луи Мази установил на них первый всероссийский рекорд скорости. Верстовую дистанцию он покрыл на машине «Старлей-Психо» со средней скоростью 45,391 км/час. Результат невысокий, поскольку мировой рекорд скорости на автомобиле в это время уже равнялся 105,88 км/час (его установил на дистанции 1 километр с ходу бельгиец К.Иенатци 29 апреля 1899 года). Более того, мировой рекорд скорости на велосипеде на ту же дистанцию тоже был выше результата Мази — 69, 231 км/час.
Другим примечательным событием сезона стала гонка Москва
— Петербург, состоявшаяся в июле. В ней приняли участие четверо спортсменов, трое на автомобилях и один на трицикле. Финишировал лишь один — Луи Мази, — который и стал победителем. Его машина «Старлей- Бертран» с двигателем «Астер» мощностью 6,5 л.с. впоследствии была продана в Порт-Артур, где она стала первым автомобилем, появившимся в Стране восходящего солнца.
В первые годы XX века автомобильный спорт в России обрел уже определённую форму. Его развитие регулировалось автомо бильными клубами. Уже 2 апреля 1900 года был утвержден устав Московского клуба, который в дальнейшем именовался «Первым русским автомобильным клубом в Москве». Затем появились аналогичные объединения в Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Екатери нославе, Одессе, Варшаве, Риге. В один и тот же год (1903-й) с Санкт-Петербургским клубом начало работать и Российское автомобильное общество (РАО). Оно поставило своей задачей развитие и пропаганду «автомобилизации», организацию спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах, регламентацию дорожного движения, проведение выставок, туристических пробегов. В 1910 году РАО обрело официальное признание, то есть получило Высочайшее Его Императорского Величества покровительство и стало именоваться Императорским (ИРАО). Тогда же ИРАО предложило всем автомобильным клубам России войти в союзное соглашение, чтобы координировать совместную деятельность и получить представительство в лице этого общества на международном уровне. ИРАО являлось в те годы членом АИАКР — тогдашнего аналога международной федерации автомобильного спорта (ФИА). В 1917 году ИРАО перестало существовать.
Членские взносы были довольно солидными. Например в ИРАО они составляли: годовой — 100 рублей, вступительный — 50 рублей. В большинстве других клубов они были ниже — соответственно 50 и 10 рублей, а в Санкт-Петербурге и в Москве — 25 и 10 рублей. По данным Русско-Балтийского вагонного завода, который выпускал автомобили и проводил анализ их рынка, на 1911 год в Санкт-Петербурге насчитывалось 1598 автомобилей, в Москве — 826, Киеве — 190, Одессе — 148, Севастополе -- 84, Ревеле — 24. Соответственно парку было и количество членов клубов, а, следовательно, образованный из членских взносов бюджет.
Чтобы оценить возможности широкого круга автомобилистов стать членами клуба, надо отметить, что месячное жалование шофера составляло около 50 рублей, а высококвалифицированного автомеханика — до 200 рублей. Для участия в крупных гонках надо было внести стартовый взнос 150 рублей. В то же время цена лучших спортивных двухместных машин была очень высокой: 200-сильный «Бенц» — 17 300 рублей, «Мерседес-28/95» — 12 500 рублей, поэтому лишь очень состоятельные люди, такие как владелец Казанской железной дороги Н.фон Мекк, фабриканты А.Коншин, А.Солдатенков, Ф.Танский, сын книгоиздателя Г.Суворин, торговцы М.Сычев, А.Фокин, Р.Нотомб, богатые аристократы графы А.Мордви-нов, Б.Суханов, А.Бобринский, могли приобрести такие машины. Но в то же время активную роль в автомобильном спорте играли и специалисты, рабочие и служащие автомобильных магазинов и мастерских, заводов. В их числе -Н.Бучин, Ф.Донье, И.Иванов, С.Овсянников, И.Луржелис, И.Степанов, С.Суурметс.

 

<<< Назад Дальше >>>

 

Design (C) Pavel Kutsenko
Hosted by uCoz