ИСТОРИЧЕСКИЙ АВТОКЛУБ РЕТРО-МОСКВИЧ
Эмблема клуба.

О клубе

Планы клуба

Фотоархив

Схема проезда

Литература

Гостевая книга

Ссылки

 

Биография быстрых колёс

Из истории развития автомобильного спорта в нашей стране.

«Не так ли и ты, Русь, как быстрая тройка несешься,» - эти слова Н.Гоголя, олицетворяли колоссальную по меркам прошлых веков скорость. И в самом деле, на протяжении многих столетий в России за наиболее быстроходный и надежный вид транспорта почиталась тройка. Запряженная лошадьми легкая коляска с «живым мотором» в три лошадиные силы могла развивать скорость 20 км/ч. Этот темп, достигавшийся при доставке срочной почты, казался тогда абсолютным.
Но уже к середине XIX века вследствие технической революции произошел резкий скачок в быстроходности транспорта. Достаточно привести результат, показанный в 1847 году английским гоночным паровозом «Корнуэлл», - 187 км/ч!
Рождение двигателя внутреннего сгорания дало толчок к созданию первых индивидуальных моторных транспортных средств - автомобиля и мотоцикла. Скорость являлась основным качеством, которое открыло им путь к широкому общественному признанию. И совершенно неудивительно, что первые состязания самодвижущихся (бензиновых, паровых, электрических) экипажей состоялись всего через восемь лет после постройки в 1886 году первых автомобилей ГДаймлером и К.Бенцем. Они стали своеобразным полигоном, на котором перед глазами наиболее заинтересованной части общественности проходили испытания новых транспортных средств, причем самым наглядным образом - на скорость передвижения и надежность.
Мы совершенно не намерены, как в недалекие времена, доказывать, что Россия была и «родиной слонов». Но, наверное, патриотически настроенных граждан нашей страны не оставит равнодушным тот факт, что на первых автомобильных гонках, проведенных летом 1895 года по маршруту Париж - Бордо - Париж, в составе оргкомитета находился наш земляк П.К.Энгельмейер. Инженер Петр Климентович Энгельмейер единственный иностранец, входивший в оргкомитет, уже тогда слыл горячим пропагандистом автомобиля. Вернувшись из Парижа в Москву, он приложил немало усилий, чтобы Россия проявила интерес к новому виду транспорта. Тем более, что к тому времени один из московских купцов в 1894 году приобрел двухместный автомобиль «Бенц» модели «Вало» (шасси N 91). Первый же автомобиль в Россию привез редактор газеты «Одесский листок» Василий Васильевич Навроцкий. Это, произошло осенью 1891 года. Машина «Панар-Левассор» с расположенным сзади двигателем (1030 см, 3 л.с.) развивала скорость до 30 км/ч.
Начало было положено. Летом 1896 года на Всероссийской 4-й художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде экс-
понировался первый русский автомобиль. Его построили петербургские фабриканты Петр Алексеевич Фрезе и Евгений Александрович Яковлев.
Но отечественный автомобиль в XIX веке оказался единственным экземпляром, а масштабы импорта самодвижущихся экипажей все еще были невелики. Достаточно сказать, что в 1901 году Россия ввезла 40 автомобилей и 7 мотоциклов. И тем не менее предпосылки для проведения первых соревнований «на моторах» (так в ту пору выражались) уже были.
В нашей стране тогда находилось немало скептиков, которые видели в автомобиле всего лишь курьезную и дорогую механическую игрушку. Редакция журнала «Самокат» и «Общество велоси педной езды» взяли на себя историческую задачу (так мы сказали бы сегодня) — доказать практичность «моторов», их быстроходность и надёжность. Они организовали первые гонки самодвижущихся экипажей 11 октября 1898 года ( по принятому сегодня у нас календарю это 25 октября).
В этот зимний день на старт вышли семеро отважных (записались больше — четырнадцать, но половина из-за мороза осталась дома). Беляев, фон Лоде, Мази, Мерль, Степанов и Шнейдеров выступали на трициклах — трёхколёсных мотоциклах одной и той же марки «Клеман». Все — с одноцилиндровыми моторами «Де Дион-Бутон» (1 цилиндр, 254 куб.см, 1,75 л.с. при 1500 об/мин.). Это объясняется тем, что в Санкт-Петербурге в том же 1898 году открылся магазин «Клеман-Гладиатор-Фебюс», торговавший велосипедами, мотоциклами, а, позже, автомобилями. Его директор, француз Луи Мази, был крайне заинтересован в проведении соревнований, поскольку они могли составить для его трициклов «Клеман» хорошую рекламу.
Из автомобилей на старт вышел лишь один — четырёхместный «Бенц» модели «Вело» (1 цилиндр, 2123 куб. см, 6,5 л.с. при 700 об/мин.). Очень тяжёлый (832 кг) по сравнению с трициклами «Клеман», он плохо шел по заснеженной дороге. Эту машину выставил на гонки торговый дом «Карл Шпан», а вел ее Лаврентьев.
Дистанцию гонок установили в 39 верст (41,6 км), старт давали раздельно, через две минуты для каждого участника. Судьями были В.В.Клименко, Д.С.Малявко и Гельмерсен.
Сразу после старта Ф.фон Лоде столкнулся со встречными санями и выбыл из борьбы. Позже прекратил соревнования Л.Мази. Финишировали лишь пятеро участников, причем и единственный, выступавший на автомобиле, Лаврентьев. Победил Павел Николаевич Беляев, который прошел дистанцию за 1 час 33 мин. Его средняя скорость по заснеженной дороге с подъемами, спусками и поворотами оказалась довольно высокой — 26,14 км/час.


<<< Назад Дальше >>>

 

Design (C) Pavel Kutsenko
Hosted by uCoz